Рекомендации педагогам по организации образовательного процесса и обеспечению его эффективности с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Юхневич Е.В., учитель-дефектолог
- Обеспечить пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. Для них значимы одобрение и похвала, которые выступают в качестве стимула и поддержки при выполнении заданий и требований учителя.
- Использовать существующую у детей относительно сохранную эмоционально-волевую сферу и их способность к подражанию.
- Планировать работу по предмету так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпадали по максимуму.
- Предъявляемые учителем на уроке инструкции должны быть лаконичными, четко сформулированными. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей.
- План выполнения задания «особому» ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока.
- Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор (задействовать как можно больше анализаторов). Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.
- Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активизировать устные высказывания детей, развивать связную речь, требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать ребенка в беседу с классом.
- Оказывать помощь ученику в планировании его деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.
- С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность.
- Использовать карточки для индивидуальной работы.
- Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), опору на жизненный опыт ребенка.
- Соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
- Создавать на уроке ситуацию успеха, предъявлять посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь выполнения заданий с помощью памяток, схем, опор и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося, поддерживать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.
- Формировать умения адекватно оценивать свою работу, показывать их продвижение, наглядно отражать успехи (например, график — для старших; волшебное дерево — для младших). Определять (устанавливать) учащемуся конечный результат, которого ему следует достичь, и время его достижения — например, неделя, месяц. Ребенок видит к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи.
- Обязательно разъяснять таким детям домашнее задание; они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его выполнению.
- Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявления учебного материала.
Применение дифференцированного подхода пры работе с учащимися с ОПФР
Юхневич Е.В., учитель-дефектолог
Система работы по коррекции нарушений носит дифференцированный и индивидуальный характер.
Дифференцированный подход в обучении - комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение детей с особенностями психофизического развития.
Цель дифференцированного подхода:
- обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей, способностей;
- адаптация обучения к особенностям ребёнка.
Дифференцированный подход осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе коррекции нарушений учитываются общие и специфические закономерности развития ученика. Педагогическое воздействие по коррекции нарушений имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психического развития. В процесс коррекционной работы учитывается уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребёнка.
Принцип дифференцированного подхода предполагает:
- за основу берется изучение учебной деятельности ребенка и ведущих качеств личности;
- осуществляется ориентация на особенности динамики познавательного процесса ученика;
- используется опора на сохранные свойства психики ребёнка;
- применяется решения задач на предупреждение ошибок обучения;
- продуктивность познания корректируется с интересом к уроку.
При рассмотрении дифференцированного подхода как одной из форм работы, важно отметить необходимость использования неспецифических приемов: доброжелательность, единство действий доступность знаний и специфических: повторение, закрепление, учет темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение сложного, не торопить в обдумывании, учить умению видеть главное, действия формировать поэтапно, создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых, чаще переключать виды деятельности.
При обучении учащихся с ОПФР необходимо использовать дифференцированный подход в обучении. Зная особенности каждого учащегося, программные требования по предмету учитель подбирает разнообразные задания. Например, на уроках чтения могут быть использованы следующие виды заданий:
- прочитать небольшой отрывок, ответить на вопросы по тексту;
- выразительно прочитать текст, прочитать его по ролям;
- подготовить план пересказа и пересказ;
- рассказать о главном герое;
- придумать продолжение рассказа.
При выполнении этих заданий учащиеся с ОПФР пользуются подсказками-памятками («Як пераказаць тэкст», «Характарыстыка літаратурнага героя» и т.д.).
На уроках математики с младшими школьниками с ОПФР используются такие виды заданий:
- решение примеров «цепочкой»,
- математические диктанты,
- математические лото, домино, пазлы,
- задания типа «найди …, дополни…, составь…, соедини…, подчеркни…»
Широко используются дидактические игры. Они являются одним из эффективных средств развития и коррекции. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. На пример, дидактическая игра «Гусеница», дидактическая игра «Город чисел» и т.д.
Система помощи учащимся с ОПФР включает следующие виды деятельности:
1)помощь в планировании деятельности (планирования повторения и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов; алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок);
2)дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
3)стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду);
4) систематический контроль за деятельностью учащихся (более частый опрос, проверка всех домашних заданий).
Виды помощи учащимся с ОПФР на различных этапах урока
1.При изложении нового материала:
2. При организации и в ходе самостоятельной работы на учебном занятии: а) выбор для данных учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их; б) более подробное объяснение последовательности выполнения задания; в) предупреждение о возможных затруднениях в ходе выполнения задания; г) использование карточек-помощников (карточек-консультаций, карточек-инструкций) с направляющим планом действий; д) разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях более простых; е) ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее; а) применение дополнительных мер по поддержанию интереса к изучаемой теме; б) показ практической значимости изучаемого материала, его связи с жизнью; в) использование наглядных опор, приведение ярких, запоминающихся примеров;
ж) указание на необходимость актуализировать то или иное правило; з) ссылка на правило, свойство, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения; и) дополнительное инструктирование о рациональных путях выполнения задания; к) стимулирование самостоятельных действий учащихся, более тщательный контроль за их деятельностью на уроке и при проверке домашних заданий. 3.В процессе контроля за усвоением учебного материала: а) разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными таблицами, схемами, планом, помогающими при ответе; б) использование наводящих вопросов, помогающих последовательно излагать материал, которые не должны влиять на последующую оценку ответа; в) предложение учащимся примерного плана ответа; г) снижение темпа опроса, разрешение дольше готовится у доски; д) стимулирование подбадриванием, похвалой, оценкой, специальное создание ситуации успеха, создание атмосферы благожелательности; е) периодическая проверка усвоения материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 4.При организации домашней работы: а) подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок, допущенных в ходе работы на учебном занятии; б) проведение подробного инструктажа о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях; в) при необходимости предлагаются карточки-консультации, которые потребуются при выполнении задания; г) предлагаются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы; д) объём задания рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузку учащихся. На всех этапах урока учитываются индивидуальные особенности учащихся (уровень развития психических процессов, темп деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, состояние здоровья, личные предпочтения). Формы работы с учащимися с ОПФР на разных этапах урока
Таким образом, использование дифференцированного подхода при проведении коррекционной работы с учащимися с ОПФР позволит добиться эффективных результатов. |