Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации учителя-дефектолога педагогам

Дата: 3 ноября 2021 в 21:25, Обновлено 6 ноября 2021 в 17:34

Рекомендации педагогам по организации образовательного процесса и обеспечению его эффективности с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

Юхневич Е.В., учитель-дефектолог

  1. Обеспечить пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. Для них значимы одобрение и похвала, которые выступают в качестве стимула и поддержки при выполнении заданий и требований учителя.
  2. Использовать существующую у детей относительно сохранную эмоционально-волевую сферу и их способность к подражанию.
  3. Планировать работу по предмету так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпадали по максимуму.
  4. Предъявляемые учителем на уроке инструкции должны быть лаконичными, четко сформулированными. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей.
  5. План выполнения задания «особому» ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока.
  6. Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор (задействовать как можно больше анализаторов). Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.
  7. Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активизировать устные высказывания детей, развивать связную речь, требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать ребенка в беседу с классом.
  8. Оказывать помощь ученику в планировании его деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.
  9. С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность.
  10.  Использовать карточки для индивидуальной работы.
  11.  Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), опору на жизненный опыт ребенка.
  12.  Соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
  13.  Создавать на уроке ситуацию успеха, предъявлять посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь выполнения заданий с помощью памяток, схем, опор и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося, поддерживать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.
  14.  Формировать умения адекватно оценивать свою работу, показывать их продвижение, наглядно отражать успехи (например, график — для старших; волшебное дерево — для младших). Определять (устанавливать) учащемуся конечный результат, которого ему следует достичь, и время его достижения — например, неделя, месяц. Ребенок видит к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи.
  15.  Обязательно разъяснять таким детям домашнее задание; они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его выполнению.
  16.  Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявления учебного материала.

Применение дифференцированного подхода пры работе с учащимися с ОПФР

                                                                 Юхневич Е.В., учитель-дефектолог                                                       

        Система работы по коррекции нарушений носит дифференцированный и индивидуальный характер.                                                

    Дифференцированный подход в обучениикомплекс  методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий,  обеспечивающих обучение детей с особенностями психофизического развития. 

    Цель дифференцированного подхода:

- обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей, способностей;

- адаптация обучения к особенностям ребёнка.

    Дифференцированный подход  осуществляется  на основе учёта этиологии,  механизмов, симптоматики нарушения, структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе коррекции нарушений учитываются  общие и  специфические закономерности развития ученика. Педагогическое воздействие по коррекции нарушений имеет свою специфику, обусловленную особенностями  сенсомоторного  и психического развития. В процесс коррекционной работы  учитывается уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребёнка.

    Принцип дифференцированного подхода предполагает:

-    за основу берется изучение учебной деятельности ребенка и ведущих качеств личности;

- осуществляется ориентация на особенности динамики познавательного процесса ученика;

-        используется опора на сохранные свойства психики ребёнка;

-         применяется решения задач на предупреждение ошибок обучения;

-         про­дуктивность познания корректируется с интересом к уроку.

    При рассмотрении дифференцированного подхода  как одной  из форм работы,  важно отметить необходимость  использования  неспецифических прие­мов: доброжелательность, единство действий доступность знаний и специфических: повторение, закрепление, учет темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение сложного, не торопить в об­думывании, учить умению видеть главное, действия формировать поэтапно, создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых, чаще переключать виды деятельности.   

          При обучении учащихся с ОПФР  необходимо использовать дифференцированный подход в обучении. Зная особенности каждого  учащегося,  программные требования по предмету учитель  подбирает разнообразные задания. Например, на уроках чтения могут быть использованы следующие виды заданий:

- прочитать небольшой отрывок, ответить на вопросы по тексту;

- выразительно прочитать текст, прочитать его по ролям;

- подготовить план пересказа и пересказ;

- рассказать о главном герое;

- придумать продолжение рассказа.

    При выполнении этих заданий учащиеся  с  ОПФР пользуются подсказками-памятками («Як пераказаць тэкст», «Характарыстыка літаратурнага героя» и т.д.).

      На уроках математики  с младшими школьниками  с ОПФР используются такие виды заданий:

  • решение  примеров «цепочкой»,
  • математические диктанты,
  • математические лото, домино, пазлы,
  • задания типа «найди …, дополни…, составь…, соедини…, подчеркни…»

     Широко используются дидактические игры. Они являются одним из эффективных средств развития и коррекции.  В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Включение в урок  игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. На пример,  дидактическая  игра «Гусеница», дидактическая игра «Город чисел»  и т.д.

Система помощи  учащимся с ОПФР включает следующие виды деятельности:

1)помощь в планировании деятельности (планирования повторения и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов; алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок);

2)дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;

3)стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду);

 4) систематический контроль  за   деятельностью учащихся (более частый опрос, проверка всех домашних заданий).

Виды помощи  учащимся с ОПФР  на различных этапах  урока

1.При изложении нового материала:

    

2. При организации и в ходе самостоятельной работы на  учебном занятии:

а) выбор для данных учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;

б) более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

в) предупреждение о возможных затруднениях в ходе выполнения задания;

г) использование карточек-помощников (карточек-консультаций, карточек-инструкций) с направляющим планом действий;

д) разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях более простых;

е) ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

а) применение дополнительных мер по поддержанию интереса к изучаемой теме;

б) показ практической значимости изучаемого материала, его связи с жизнью;

в) использование наглядных опор, приведение ярких, запоминающихся примеров;

г) более частое обращение к  учащимся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

д) привлечение их в качестве помощников (при подготовке опытов, приборов и т.д.).

ж) указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

з) ссылка на правило, свойство, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения;

и) дополнительное инструктирование о рациональных путях выполнения задания;

к) стимулирование самостоятельных действий  учащихся, более тщательный контроль за их деятельностью на уроке и при проверке домашних заданий.

3.В процессе контроля за усвоением учебного материала:

а) разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными таблицами, схемами, планом, помогающими при ответе;

б) использование наводящих вопросов, помогающих последовательно излагать материал, которые не должны влиять на последующую оценку ответа;

в) предложение учащимся примерного плана ответа;

г) снижение темпа опроса, разрешение дольше готовится у доски;

д) стимулирование подбадриванием, похвалой, оценкой, специальное создание ситуации успеха, создание атмосферы благожелательности;

е) периодическая проверка усвоения материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

4.При организации домашней работы:

а) подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок, допущенных в ходе работы  на учебном занятии;

б) проведение подробного инструктажа о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях;

в) при необходимости предлагаются карточки-консультации, которые потребуются при выполнении задания;

г) предлагаются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы;

д) объём задания рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузку учащихся.

    На всех этапах урока учитываются индивидуальные особенности  учащихся (уровень развития психических процессов, темп деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, состояние здоровья,  личные предпочтения).

Формы работы  с учащимися с ОПФР на разных этапах урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

1.

Организационный момент

Создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества

2.

Опрос

Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.  Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами. Предоставление примерного плана ответа. Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание). Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.

3.

Изложение нового материала

Поддержание интереса  к теме через использование различных методов объяснения. Частое обращение с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала. Привлечение детей в качестве помощников. Привлечение к высказываниям, организация атмосферы диалога. Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового. Многократное повторение

4.

Самостоятельная работа на уроке

Делить сложные задания на этапы.  Ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила. Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу, работа по готовому плану). Отмечать положительные моменты (похвала, подбадривание). Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий. Обязательная проверка (в т. ч. самопроверка, взаимопроверка). Стимулирование самостоятельных действий. Дифференцированные задания. Предупреждение о возможных затруднениях. Стимулировать к постановке вопросов учителю при затруднениях.

5.

Домашние задания

Подробно объяснять, как выполнять задания. Дифференциация  объема. Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос. Исключать перегрузку.

6.

Стимулирование учебной деятельности  (на всех этапах урока)

Поощрение. Создание ситуаций успеха (подбор заданий, адекватных способностям детей; ситуации личного выбора). Эмоциональный комфорт, доброжелательность. Вера в способности любого ученика (оптимистический прогноз)

       Таким образом, использование дифференцированного подхода при проведении коррекционной работы с учащимися с ОПФР позволит добиться эффективных результатов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.