Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»
Тест Милтона Рокича для диагностики ценностных ориентация – один из наиболее популярных опросников для диагностики ценностно-смысловой сферы личности. Во многом это определяется его простой какдля испытуемого, так и для экспериментатора:
- респонденту вместо ответов на многочисленные вопросы нужно проранжировать (оценить значимость) 36 ценностей (2 группы по 18 в каждой);
- психологу не нужно тратить силы на трудоемкую обработку данных по ключам – достаточно записать ответы испытуемого в сводную таблицу результатов эмпирического исследования.
Процедура проведения
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Терминальные ценности |
ранг |
Инструментальные ценности |
ранг |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
|
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) |
|
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) |
|
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) |
|
Здоровье (физическое и психическое) |
|
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
|
Интересная работа |
|
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) |
|
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) |
|
Исполнительность (дисциплинированность) |
|
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
|
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
|
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) |
|
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
|
Наличие хороших и верных друзей |
|
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) |
|
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) |
|
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) |
|
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
|
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
|
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
|
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
|
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
|
Смелость в отстаивании своего мнения |
|
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
|
Чуткость (заботливость) |
|
Счастливая семейная жизнь |
|
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
|
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
|
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
|
Творчество (возможность заниматься творчеством) |
|
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
|
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
|
Честность (правдивость, искренность) |
|
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) |
|
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
|
Обработка результатов
Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них.
Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер:
- чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для респондента;
- чем выше ранг, тем ниже значимость ценности.
Шкалы теста Рокича
В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:
Терминальные ценности:
- АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
- ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ
- ЗДОРОВЬЕ
- ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
- КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
- ЛЮБОВЬ
- МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
- НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
- ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
- ПОЗНАНИЕ
- ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
- РАЗВИТИЕ
- РАЗВЛЕЧЕНИЯ
- СВОБОДА
- СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
- СЧАСТЬЕ ДРУГИХ
- ТВОРЧЕСТВО
- УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Инструментальные ценности:
- АККУРАТНОСТЬ
- ВОСПИТАННОСТЬ
- ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
- ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
- ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
- НЕЗАВИСИМОСТЬ
- НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
- ОБРАЗОВАННОСТЬ
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- РАЦИОНАЛИЗМ
- САМОКОНТРОЛЬ
- СМЕЛОСТЬ
- ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
- ТЕРПИМОСТЬ
- ЧЕСТНОСТЬ
- ЧУТКОСТЬ
- ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ
Интерпретация результатов
Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:
- предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);
- индифферентные, безразличные (7-12);
- отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).
Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических исследованиях для выявления различий в группах или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами.
Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглов |
(адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича) Ход работы: учащимся предлагается две инструкции: БЛАНК 1. (Т – ценности)
Инструкция 2: "Ниже приводится список основных качеств личности человека. Укажите, какие из них являются для Вас нужными, ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимые – 5)". БЛАНК 2. (И – ценности)
Обработка результатов методики "Определение сформированности ценностных ориентаций": Ценностные ориентации разделяют на две группы на основании того, каким целям и задачам служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
Далее проводится качественный анализ ценностных ориентаций испытуемого – в соответствии с полученным баллом выделяют наиболее и наименее значимые ценности. Такой анализ применим только к первой группе испытуемых. Ценности, получившие наивысший балл, характеризуют общую направленности личности. Ценности, получившие наименьший балл, также важны для характеристики направленности личности, так как показывают незначимость этих целей и средств личности. Ценности, которые находятся в середине иерархической структуры малоинформативны с точки зрения общей направленности личности: для них характерна тенденция к изменению рангового места в зависимости от обстоятельств жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||