Описание структуры и содержания
инновационной модели
Становление нравственных, социальных и интеллектуальных качеств личности учащегося будет успешным, если в образовательном пространстве школы будет создана творческая лаборатория.
Творческая лаборатория выступает как инновационная среда развития кросскультурных компетенций личности учащегося и позволяет обеспечить становление позиции успешного белоруса. В структуре творческой лаборатории целесообразно создать рабочие группы «Диалог культур», «Живое слово», «Чатинг».
Рабочая группа «Диалог культур» сориентирует учащихся на социально-проектную и исследовательскую деятельность, окажет содействие в повышении лингвострановедческих знаний и умений учащихся как способа межкультурного диалога.
Деятельность рабочей группы «Живое слово» поможет в развитии национального самосознания средствами изучения, межпоколенной передачи и трансляции традиций и обычаев белорусского народа.
Рабочая группа «Чатинг» создаст условия для приобретения учащимися культуроведческих знаний в условиях Интернет-общения.
Реализация проекта позволит создать условия для формирования у обучающихся следующих кросскультурных компетенций:
- знания о культуре и традициях своего народа; наличие интереса к иной культуре; толерантность в отношениях с другими людьми и готовность принимать их позиции и установки (социокультурный критерий);
- умение поддерживать общение с окружающими людьми, культура общения; наличие навыков находить выход из проблемных ситуаций в общении с окружающими людьми, готовность адаптироваться к социальным изменениям (компетентностный критерий);
- наличие положительного отношения к культуре другого народа, уважение иных культурных и жизненных ценностей; готовность к эмоциональному восприятию духовных ценностей представителей разных культур, уважение национальных традиций (эмоционально-ценностный критерий).
Направления инновационной деятельности:
1) организация урочной и внеурочной деятельности учащихся;
2) организация деятельности объединений по интересам;
3) организация коллективных творческих дел, реализация проектов с привлечением общественных объединений района, области, республики, представителей социума;
4) организация деятельности по формированию коммуникативных и конструктивных навыков;
5) организация международного сотрудничества.
1.Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся:
1.1. Уроки истории, обществоведения, географии, русского и белорусского языков и литературы, иностранных языков.
1.2. Открытие факультативов «Страноведение Германии», «Мое Отечество», «География материков и стран. По странам и континентам», «Мой родны кут…», «Культура речевого общения и поведения».
1.3. Проведение цикла тематических классных часов.
2. Организация деятельности объединений по интересам детей и взрослых:
2.1. Организация деятельности объединения «Клуб интеллектуальных игр «Кронон», занятия которого будут способствовать формированию знаний о мире через интеллектуальные игры.
2.2. Создание блога «Планета знаний», цель которой состоит в формировании коммуникативной культуры в процессе обмена информацией со сверстниками из России, Литвы, Украины, Польши, Италии.
2.3. Организация работы объединения по интересам «Юный друг пограничника», взаимодействие с воинской частью, погранотрядом, что будет способствовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, формированию духовно богатого, социально активного гражданина, готового к активному участию в жизни общества.
2.4. Расширение деятельности отволонтерского отряда: работа с детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без попечения родителей, посещение больницы сестринского ухода, что содействует воспитанию толерантности, умения строить отношения и диалог с людьми с особенностями психофизического развития, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; проведение акций «Ты не одинок», «Дарим радость людям», «Протяни руку помощи», «Чудеса на Рождество», «Помни имя свое», «Ангел в твоем сердце, ты в сердце ангела».
2.5. Участие школьников в акциях пионерской дружины и первичной организации ОО «БРСМ»: «Ветеран живет рядом», «За мир во всем мире», «Доброе сердце», «Украсим жизнь своими руками», «Все мы жители Земли», целью проведения которых является установление традиции единения людей, воспитание ответственности за сохранность и защиту мира, культурных творений человека, а также объединение учащихся в устремлении к духовному совершенствованию, творческому, деловому сотрудничеству.
2.6. На страницах школьной газеты «Содружество» целесообразно открыть рубрику «Каждый народ – художник», в которой будут представлены статьи учащихся о разных национальностях и их культуре.
3. Организация коллективных творческих дел, культурно-массовых, социально-значимых мероприятий с целью знакомства с многообразием культуры мира, реализация проектов с привлечением общественных объединений района, области, республики, представителей социума:
3.1. Проведение КТД «Фестиваль национальных культур», «Город мастеров», «Ярмарка талантов», «Фестиваль иностранной песни».
3.2. Реализация проекта «Мир, в котором мы живем» включает в себя исследовательскую деятельность, направленную на изучение истории, культуры других стран и народов:
мини-проекты «Игры со всего света» (4-5 классы), «Ярмарка национальных ремесел» (6-8 классы), «Я – гражданин мира» (9-11 классы).
3.3. Реализация проекта «Мы говорим на иностранном языке» содействует формированию коммуникативных навыков общения учащихся через освоение необходимых для современного человека лингвознаний: мини-проекты «Кухня народов мира» (5-8 классы), «Общение без границ» (9-11 классы).
4. Организация деятельности по формированию коммуникативных и конструктивных навыков:
4.1. Проведение цикла тренингов «Мир во мне, я в мире», «Навыки конструктивного взаимодействия», «Клуб… Клуб? Клуб!», направленных на обучение учащихся кросскультурным коммуникациям.
4.2. Проведение тренинговых занятий «Наш голос», «Есть мнение», «Размышляя о себе самом», «Как сказать нет», в ходе которых старшеклассниками будет раскрыта сущность понятия «инаковость», выявлены отличительные составляющие толерантности, такие как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие.
5. Международное сотрудничество: участие в форумах, слётах, обмен информацией со сверстниками по вопросам межкультурного общения через использование информационно - коммуникационных технологий.
Созданная модель предоставит учащимся следующие возможности:
- получать, отбирать и грамотно использовать различные виды информации, заниматься исследовательской работой и представлять результаты своей деятельности в современном виде;
- продуктивно участвовать в коллективной деятельности (совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью к сотрудничеству и преодолению конфликтов в групповой и коллективной деятельности);
- сформировать навыки коммуникативной культуры, этнической толерантности, кросскультурной грамотности;
- преодолеть предрассудки и стереотипы, уважительно относиться ко всем людям, независимо от их национальности, расы и пола;
- сформировать свою активную гражданскую позицию;
- оценивать современные и исторические события с позиции различных культурных групп;
- получить опыт адаптации к иной культурной среде.