План работы Трабской средней школы Ивьевского района
на 2023/2024 учебный год по реализации проекта «Зелёная школа»
1. Направление «Биоразнообразие»
Цель:изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответств. педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
1. |
1.1 Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Сентябрь 2023 |
27 |
Учащиеся 9-11 классов |
Смагур Е.И. |
-Создать и разместить в учреждении образования картосхему его территории, на которой обозначено минимум одно местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. - Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида травянистых растений, из нанесенных на картосхему. -На сайте учреждения разместить картосхему территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий. -Информацию о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений занести в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). -Указать дату выполнения задания и участников. Ежегодно информацию обновлять |
2 |
1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной в 1 м |
Сентябрь 2023 |
27 |
Учащиеся 9-11 классов |
Смагур Е.И. |
-Произвести количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования, не менее 4-х площадок в различных условиях (в том числе с постоянным антропогенным воздействием). -На сайте учреждения образования разместить информацию (отчет) о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях. |
3 |
1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования |
Сентябрь 2023 |
34 |
Учащиеся 5-8 классов |
Смагур Е.И. |
-На картосхеме территории учреждения образования обозначить местонахождение всех аборигенных видов деревьев и кустарников. - Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида деревьев и кустарников из нанесенных на картосхему. -На сайте учреждения образования размещена информация (отчёт) о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников. -Информацию о разнообразии деревьев и кустарников занести в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). -Указать дату выполнения задания и участников. -Ежегодно информацию обновлять |
4 |
1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования . |
Сентябрь – октябрь 2023 |
28 |
Учащиеся 3-5 классов |
Смагур Е.И. |
-На картосхеме территории учреждения образования обозначить места наблюдения не менее 10 видов птиц. -Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида птиц , из нанесенных на картосхему. -На сайте учреждения образования разместить информацию о разнообразии птиц территории учреждения образования -- Составить отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами». - Информацию о разнообразии птиц занести в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указать дату выполнения задания и участников. Ежегодно информацию обновлять |
5 |
1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования |
Сентябрь – октябрь 2023 |
28 |
Учащиеся 3-5 классов |
Смагур Е.И. |
-На картосхеме территории учреждения образования обозначить места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых -Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида насекомых из нанесенных на картосхему. - На сайте учреждения образования разместить информацию о разнообразии наземных насекомых на территории учреждения образования . -Информацию о разнообразии наземных насекомых занести в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указать дату выполнения задания и участников. Ежегодно информацию обновлять. |
6 |
1.6 Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия территории учреждения образования |
Сентябрь – октябрь 2023 |
28 |
Учащиеся 3-5 классов |
Смагур Е.И. |
-Составить план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории учреждения образования. - План согласовать с администрацией учреждения образования и разместить на сайте учреждения образования. - Указать дату выполнения задания и участников. -Ежегодно представлять результаты мониторинга успешности природоохранных действий, анализ новой ситуации |
7 |
1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц |
Ноябрь 2023- февраль 2024 |
30 |
Учащиеся 3-9 классов |
Юхневич Ю.Т. |
- Изготовить и разместить кормушки для птиц на территории учреждения образования - Организовать регулярную подкормку птиц -Составить отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. -Отчёт и фотографии птиц на кормушках разместить на сайте учреждения образования. - Принять участи и составить отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указать дату выполнения задания и участники. |
8 |
1.8. Создать и разместить на территории учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей. |
октябрь 2023 |
15 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Смагур Е.И. |
- Познакомиться с информацией о типах искусственных гнездовий, найти материал, изготовить чертежи. - Создать искусственные гнездовья. - Развесить их на территории учреждения образования. |
9 |
1.9. Отремонтировать и разместить на территории учреждения образования убежища для беспозвоночных животных |
октябрь 2023г. |
15 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Юхневич Ю.Т. |
- Познакомиться с видами убежищ для беспозвоночных животных. Подготовить материалы для их изготовления. - Изготовить убежища. - Разместить их на территории учреждения образования. |
10 |
1.10. Создать и размесить на территории учреждения образования «Клумбу для бабочек». |
апрель – май 2024г. |
30 |
Обучающиеся учреждения образования |
Юхневич Ю.Т. |
- Создать на территории учреждения образования «Клумбу для бабочек» площадью не менее 4-х метров квадратных. - Местонахождение клумбы отметить на картосхеме пришкольной территории. - Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней разместить на сайте учреждения образования. |
11 |
1.12. Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения образования «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых. |
май 2024г. |
30 |
Обучающиеся учреждения образования |
Юхневич Ю.Т. |
-Составить список видов посаженных деревьев и кустарников с указанием их количества. -Создать «дикий луг» площадью не меньше 25 метров квадратных и фотографии разместить на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). -Отметить его расположение на картосхеме участка учреждения образования (иного учреждения, организации). -Фотографии «дикого луга» разместить на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). -Указать дату выполнения задания и участников. |
12 |
1.13 Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект) |
Май 2024 |
25 |
Обучающиеся учреждения образования |
Смагур Е.И. |
-Посетить особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект) -Оформить картосхема ООПТ в виде стенда в холле или другом общедоступном месте в учреждении образования с кратким описанием уникальности территории, почему она охраняется государством. -Рядом с картосхемой разместить изображения видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ. Указать дату выполнения задания и указать участников |
- Направление «Энергосбережение»
Цель: изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответств. педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
1. |
2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении |
ноябрь 2023г |
24 |
Учащиеся 9-11 классов |
Пляхимович В.В. |
- Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования. - Составить отчет по результатам изучения. - На схематическом плане здания, размещенном в общедоступном месте, указать основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. - На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте разместить информацию о потреблении электроэнергии в учреждении образования |
2.2.Провести изучение расходования тепла в учреждении образования . |
Декабрь 2023г |
24 |
Учащиеся 9-11 классов |
Пляхимович В.В. |
-Изучить расходование тепла в учреждении образования -Подготовить анализ расходования тепла в учреждении образования ( -На схематическом плане здания учреждения образования, размещенном в общедоступном месте, указать места потерь тепла. -На сайте и на стенде разместить информацию о расходовании тепла в учреждении образования. Указать дату выполнения задания и участников. |
|
2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год |
январь 2024г |
24 |
Учащиеся 9-11 классов |
Пляхимович В.В. |
-Составить план действий по сбережению электроэнергии и тепла в учреждении образования. - План согласовать с администрацией учреждения образования - Вывешать в общедоступном месте, довести до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей. - Разместить на сайте учреждения образования . Указать дат выполнения задания и участников. |
|
2.4. Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования |
Апрель 2024 |
20 |
Учащиеся 8-9 классов |
Пляхимович В.В. |
-Составить отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в учреждении образования -Отчёт разместить на сайте учреждения Образования. Указать дату выполнения задания и участников. |
|
2. |
2.5. Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома |
февраль – май 2024 |
20 |
Учащиеся 8-9 классов |
Пляхимович В.В. |
- Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. - Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома. - Отчет разместить на сайте учреждения образования. |
- Направление «Водосбережение»
Цель: изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целе- вые группы |
Ответств. педаго-гический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
1. |
3.1. Провести изучение потребления воды в учреждении |
Ноябрь 2023 – январь 2024 гг. |
35 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Смагур Е. И. |
- Провести изучение потребления воды в учреждении образования. - Составить отчет по результатам изучения. - На схематическом плане здания, размещенном в общедоступном месте, нанести схему расположения приборов учета воды, указать места потребления воды в школе, режим их работы. - На сайте учреждения образования разместить информацию о потреблении воды в учреждении образования. |
2. |
3.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении и составить план действий по ее сбережению |
Ноябрь 2023 – январь 2024 гг.. |
35 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Смагур Е.И |
- Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования. - Составить план действий по сбережению воды в учреждении на год. - План согласовать с администрацией учреждения образования, вывесить в общедоступном месте в учреждении . |
3. |
3.3. Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении |
март 2024 – апрель 2024гг |
35 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Смагур Е. И. |
- Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования. - Составить отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в в учреждении образования и их результатах. - Отчет разместить на сайте учреждения образования. |
4. |
3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома |
март 2024 – апрель 2024г |
35 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Смагур Е.И. |
- Провести изучение потребления воды дома. - Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома. - Информацию разместить на сайте учреждения образования. |
- Направление «Обращение с отходами»
Цель: анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целе- вые группы |
Ответств. педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
1. |
4.1.Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования |
25 -28 ноября 2023 |
15 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Юхневич Ю.Т. |
- Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования. - Составить отчет по результатам изучения с указанием источников и состава отходов. - Отчёт разместить на сайте учреждения образования. |
2. |
4.2.Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в Учреждении, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья |
2024 |
15 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Юхневич Ю.Т. |
- Составить план действий по минимизации отходов в в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. - План согласовать с администрацией учреждения образования, вывесить в общедоступном месте, довести до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, разместить на сайте учреждения образования. |
4.3. Выполнить план действий на год по минимизации отходов в учреждении образования |
Апрель 2024. |
17 |
Учащиеся 9 класса |
Юхневич Ю.Т. |
- Составить отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в учреждении образования и их эффективности. -Отчёт разместить на сайте учреждения образования. |
|
3. |
4.4.Отремонтировать на территории учреждения образования приспособление для компостирования органи-ческих отходов |
2024. |
8 |
Учащиеся 9 класса |
Юхневич Ю.Т. |
- Создать на территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.). - Фотографии и описание приспособлений для компостирования разместить на сайте учреждения образования. |
5. |
4.5.Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче |
2023 года. |
5 |
Семьи учащихся |
Юхневич Ю.Т. |
- Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. - Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче. - Образцы результатов изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные памятки разместить на сайте учреждения образования. |
- Направление «Качество атмосферного воздуха»
Цель: изучение источников загрязнения атмосферного воздуха и определение способов минимизации его загрязнения
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целе- вые группы |
Ответств. педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
1. |
5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования |
25 -28 ноября 2023 |
15 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Смагур Е.И. |
- Провести изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования -Составить отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха. Отчёт разместить на сайте учреждения образования |
2. |
5.2 Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования |
2024 |
15 |
Обучающиеся объединения по интересам |
Смагур Е.И. |
- Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования . - Составить отчет по результатам изучения. Отчёт размещен на сайте учреждения образования |
3 |
5.3 Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования |
Апрель 2024. |
17 |
Учащиеся 9 класса |
Смагур Е.И. |
- Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств в микрорайоне учреждения образования. - Составить отчет об уровне загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств в микрорайоне учреждения образования -Отчёт разместить на сайте учреждения образования |
4. |
5.4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования . |
2024 |
8 |
Учащиеся 9 класса |
Смагур Е.И. |
- Определить основные причины загрязнения атмосферного воздуха. -Разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования . - Памятки разместитьб на сайте учреждения образования |
5. |
5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования |
Декабрь 2023 |
5 |
Учащиеся 11 класса |
Смагур Е.И. |
- Составить план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. - План согласовать с администрацией учреждения образования, вывешать в общедоступном месте, довести до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, разместить на сайте учреждения образования |
6 |
5.6. Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования |
Май 2024 |
19 |
Учащиеся 9-11 классов |
Смагур Е.И. |
-Составить отчет о реализованных действиях по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования и их эффективности. - Отчёт разместить на сайте учреждения образования |
6. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Цель: проведение акций, выставок, конкурсов, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целе- вые группы |
Ответств. педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
1 |
6.1. Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте или на прилегающей местности |
2023 год |
14 человек |
учащиеся 4 класса |
Пашель Т.В. |
-Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте или на прилегающей местности |
2 |
6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися |
2023 год |
14 человек |
учащиеся 3- 4 класса |
Пашель Т.В. |
- Подготовить фотографии памяток, листовок, плакатов и разместить на сайте учреждения образования. -Указать дату выполнения задания и участников |
3 |
6.3. Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др |
На протяжении года |
87 |
Учащиеся 2-11 классов |
Пашель Т.В., классные руководители |
- Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью . -Фотоотчет о мероприятии, тезисы выступлений, краткий сценарий с указанием даты, места проведения, организаторов и количества участников разместить на сайте и на информационных стендах учреждения образования . |
4. |
6.4. Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ |
на протяжении года |
124 |
учащиеся и местное население |
Пашель Т.В., классные руководители |
- Провести практические экологические акции с привлечением местного населения. - Осветить их в средствах массовой информации: пресс-релизы, статьи, ссылки на ТВ или радиорепортажи. - Всю информацию продублировать на сайте учреждения образования. |
5 |
6.5. Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населенного пункта, района |
на протяжении года |
124 |
учащиеся и местное население |
Пашель Т.В. |
-Составить отчет, содержащий анализ проблемы и причины обращения к администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение администрации. -Отчет разместить на сайте учреждения образования . |